•    Архив новостей:

  • Новости IT технологий
  •   Аналитики Gartner оценили рынок шлюзов, обеспечивающих безопасность электронной почты
  • По мнению аналитиков компании Gartner, рынок почтовых шлюзов, обеспечивающих безопасность, уже достиг зрелости, таким образом, относительно предыдущего года можно наблюдать лишь небольшие сдвиги в позициях отдельных поставщиков в традиционном для аналитической компании методе исследований – «магическом квадрате». Как и в прошлом году, Forefront от Microsoft оказался среди лидеров.

    Эффективность и скорость спам-фильтров и вирусной защиты электронной почты на сегодняшний день устраивают практически всех заказчиков. Объем мирового рынка подобных решений оценивается примерно в 1,6 миллиардов долларов США. По оценкам специалистов Gartner, за счет насыщения рост рынка за последний год составил всего лишь 1%. Уровень проникновения решений подобного рода в корпоративные ИТ-инфраструктуры приближается к 100%. Да и объемы спама в конце 2010 – начале 2011 года снизились. Аналитики связывают этот факт с недавним крахом бот-нета Rustock. Этот факт не означает полный конец идеологии подобных сетей, Gartner предсказывает эволюцию феномена спама в нечто более централизованное и целенаправленное. В частности, уже сейчас проблема смещается с обычных спам-рассылок на целевые фишинговые письма, с обнаружением которых все еще наблюдаются определенные сложности, т.к. старые инструменты пока не достаточно эффективны против подобных новых угроз. Gartner предрекает, что следующие толчки развития следует ожидать от ведущих исследовательских лабораторий, которые должны предложить новые средства анализа данных, обеспечивающие раннее обнаружение возможных угроз. Первичной угрозой будет являться перенаправление пользователя на мошеннический сайт или «специальные» офисные файлы (doc, pdf), ориентированные на уязвимости программного обеспечения, а вовсе не распространение исполняемых файлов вирусов по электронной почте.

    Специалисты аналитической компании Gartner считают, что сегодня бизнес уже чаще обращает внимание на инструменты предотвращения утечки данных, основанные на анализе контента. Между собой решения отличаются глубиной и алгоритмами анализа потока информации, включенными словарями, гибкостью политик в области документооборота и т.п. Результат опросов клиентов Gartner дал следующую картину: 30% организаций уже используют средства защиты от утечки информации, а еще 32% планируют развернуть подобные решения в ближайшие 2 года. Очевидно, для России цифры будут совсем другие. Тем не менее, пока покупатели не очень хорошо понимают, как возможности шлюза электронной почты могут быть использованы в контексте общей стратегии защиты конфиденциальной информации на предприятии.

    Развитие средств защиты от утечки информации тянет за собой еще одну функцию - шифрование, основанное на политиках безопасности. Со временем оно становится определяющим фактором для многих покупателей при выборе решения. Значительным преимуществом является возможность использовать шифрование на мобильных устройствах. Также в будущем станет ощутимым бонусом интеграция веб-шлюзов и шлюзов электронной почты, особенно для организаций, использующих комплексные политики защиты от утечек информации.

    Еще одна задача, не совсем правильно возлагаемая покупателями на шлюзы, обеспечивающие безопасность электронной почты, - фильтрация совершенно легальных рекламных рассылок, которые пользователи ошибочно считают спамом. Благодаря им востребованными остаются фильтры по адресам, карантин и т.п., хотя, казалось бы, можно просто отписаться от нежелательной рассылки.

    Стоит отметить, что рынок шлюзов, обеспечивающих безопасность электронной почты, семимильными шагами движется в сторону облачной модели предоставления услуг. Сейчас покупатели все больше внимания обращают на стоимость решения; около 60% клиентов аналитической компании отмечают, что этот фактор может заставить их сменить поставщика. По мнению Gartner, наиболее популярным постепенно становится как раз saas-модель предоставления сервиса, но пока не стоит сбрасывать со счетов локальные и гибридные (сочетающие в себе локальные и saas-инструменты) решения.

    Наиболее склонны к переносу на saas-модель решения, обеспечивающие шифрование сообщений, т.к. постепенно организации стремятся отдать на аутсорсинг все сложные процессы, в частности, управление пользовательскими сертификатами.

    По мнению Gartner, Microsoft со своими Forefront Online Protection for Exchange (FOPE – продукт на базе saas-модели) и Forefront Protection 2010 for Exchange Server (FPE) остается среди лидеров на рынке шлюзов, обеспечивающих безопасность электронной почты. Среди наиболее существенных плюсов решения – защищенность дата-центров компании, что позволяет гарантировать бесперебойность работы saas-решения, интеграция с другими инфраструктурными решениями, а также набор предлагаемых функций и возможностей. Тем не менее, аналитики обращают внимание, что в этих решениях еще не все гладко. В частности, до сих пор нет единого механизма интеграции компонент между собой; дата-центры располагаются только в США, что может расходиться с политикой безопасности клиентов из других стран, кроме того, FOPE обнаруживает спам в 98 из 100 случаях, что на 1% ниже «промышленной нормы». К слову, вопрос интерфейса интеграции и управления, а также местоположения дата-центров не проработан и у основного конкурента по другим областям – компании Google.